Главная


О клубе

История

Педчасть

Участники

Рецензии

Фотоальбом


Архив встреч

Контакты

Вопрос-ответ

Ссылки



Хотите узнавать новости клубa первыми? Это легко! От Вас требуется только отправить нам Ваше имя и эл.почту!


ЮЛИЯ МАКСИМОВА
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТАРОЙ ПОВЕСТИ
Спектакль РАМТа «Шинель»
Постановка Нины Чусовой
Художественное оформление Владимира Мартиросова

При одном только произнесении слова «шинель» во всем своем теле я испытываю восторженный трепет. И на лице моем появляется улыбка умиления. Конечно же, я сразу вспоминаю «Шинель» Нины Чусовой. Несмотря на очень печальную повесть Н.В.Гоголя, по которой поставлен спектакль, после него уходишь не унылой и расстроенной, а в тихой задумчивости и с легкой грустью в сердце. Уходишь, наполненной желанием помочь такому же одинокому, обиженному человеку, как Акакий Акакиевич Башмачкин. И каким каждый из окружающих по существу-то и является.

Спектакль идет в маленьком, уютном зале. А начинается загадочным, приглушенным шепотом, доносящимся из колонок. Этот тихий шепот сразу же задает определенное настроение всему происходящему на сцене. Неожиданно за стеной слышатся смех, громкая речь, и перед нами появляются три чиновника. В том, как они общаются, курят, едят, видно их небрежное отношение к работе и друг к другу. И среди таких бездушных, самодовольных людей живет маленький, беззащитный, оторванный от мира, никому не нужный человечек. Как только на сцену выходит Павел Деревянко, исполнитель роли Башмачкина, мы сразу же понимаем и по его неспешным, несмелым движениям, и по тихому, запинающемуся, виноватому голосу, как тяжко ему служить в департаменте среди этих жестоких людей, всегда готовых посмеяться и поиздеваться над ним. Но до поры до времени наш бедный герой никак не реагирует на пренебрежительное отношение к себе. Напротив, он с величайшим наслаждением и воодушевлением рассказывает сослуживцам о своей семье, о происхождении своего имени, простодушно радуясь тому, что интересен им. Он старается не замечать ни смешков чиновников за спиной; ни того, что его заставляют по нескольку раз переписывать один и тот же документ; что сыплют на голову бумаги, издевательски интересуясь тем, бьет ли его старая хозяйка и когда он собирается жениться на ней. И только когда чиновники хватают единственную дорогую его сердцу вещь - старенькую шинель - Башмачкин, задыхаясь и чуть не плача, тихим, виноватым голосом произносит: «Господа, оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?!» После чего встревоженные сердца зрителей еще долго не могут успокоиться.

Акакий Акакиевич трогателен и по-детски забавен, когда уговаривает сам себя переписать бумаги, или когда играет с ангелочком за столом, или когда аккуратно выводит каждую букву, помогая себе губами и шепча что-то под нос. Кажется, как будто вся его жизнь сосредоточена на этом старательном переписывании. И поэтому чернильная капля, упавшая на белый лист, как и песня старухи хозяйки про какие-то ботинки на резинке, ее появление, да еще и с крысой, ее непрерывное чихание доводят несчастного до отчаяния, в котором он, как это ни грустно, тоже выглядит довольно комично.

Но вот старуха ушла, и наш бедный герой ложится спать. Укладываясь в своих рваных носочках на крошечную кроватку, роль которой исполняют две табуретки, молясь на ночь и кладя ручки под голову, словно ребенок, он опять трогает наши сердца. Нам грустно и смешно одновременно. Вообще, надо сказать, что это состояние - грустного юмора - сопровождает нас, зрителей, на протяжении всего спектакля.

Игра Павла Деревянко вызывает или безудержный смех, или горькие слезы и сострадание. Но чаще и то, и другое одновременно. Он предстает пред нами «грустным клоуном». Актер вместе с режиссером умело использует завет К.С.Станиславского/ находя комические черты в трагическом характере. И эти моменты одни из самых впечатляющих. Постоянная смена состояний и эмоций делают характер главного героя живым, объемным, углубляют его, благодаря чему он становится ближе и интереснее нам, зрителям.

Шинель для такого Акакия Акакиевича не просто предмет одежды. Это близкое ему живое существо. Он искренне злится и обижается на нее.

Так же искренне просит у нее прощения и дает слово сдать ее на починку к Петровичу. А когда Петрович отказывается реанимировать старую и совершенно искренне обещает сшить новую, у бедного чиновника от предвкушения такого невозможного счастья начинаются «видения будущей шинели». Ведь он так одинок и несчастлив. И ему так не хватает друга.

И вот перед нами крошечный человечек в такой огроменной, новой, такой надежной шинели. Шинели, способной защитить его не только (и не столько) от холода, сколько от мирских невзгод. Он неимоверно горд, лицо его светится торжествующей, счастливой улыбкой. Он просто не может не рассказать зрителям о том, какая она теплая и красивая и как сильно он ее любит. Но, услышав за спиной голоса чиновников-сослуживцев, от смущения и страха прячется в воротник новой шинели, как в панцирь. Однако ему очень приятно, что его новую подругу заметили и отметили... И он не сразу, но соглашается «вспрыснуть» обновку.

Сцена безумного, безудержного танца Башмачкина на именинах - одна из самых сильных в спектакле. В этом танце выплескивается все: его бесконечное счастье, торжество, гордость. Так танцуют тогда, когда наружу вырываются все силы, физические и душевные, которым слишком долго не давали воли, и теперь их никто и ничто не способно обуздать. В нем было что-то тревожное, что-то настораживающее. Так танцуют на краю гибели. На краю пропасти. И мы это чувствовали, хотя и смеялись, и аплодировали главному герою.

Наши предчувствия оправдались. Идя домой, наш герой и не подозревает, что на пути ему встретятся не добрые и отзывчивые люди, с которыми можно душевно распевать песни, а бандиты, которые отнимут у него (нет, не шинель) ВСЕ. И последнюю надежду на счастье в этом грубом и жестоком мире. Разве может кто-то помочь ему теперь?

В конце до слез больно смотреть на одиноко плачущего Башмачкина, горько рвущего зубами бумагу, обвиняющего весь мир в воровстве, зовущего на помощь, молящего о защите. И каким жутким цинизмом отзываются слова чиновников о дешевом гробе, уже готовом для него, насмешливые голоса сослуживцев, продолжающих издеваться над ним...

И все-таки спектакль Нины Чусовой не заканчивается так трагично, как повесть Н.В.Гоголя. Мольбы Акакия Акакиевича услышаны. Верная и заботливая Шинель возвращается за своим любящим хозяином.

И они вместе, держась за руки, медленно уходят в невидимую даль под тихий шепот надежды, доносящийся из колонок.

Как хорошо, что есть все-таки в этом мире душа, готовая помочь каждому нуждающемуся в этом!

Как хорошо, что есть на свете театр!

Я очень благодарна Нине Чусовой, что она из трагической повести Н.В.Гоголя сделала трагикомедию, наполненную трогательностью, искренностью и чувствительностью главного героя, который без малейшего колебания переходит от состояния полной тоски и тревоги к безумному, безудержному танцу или хмельной песне, которой никак нельзя было ожидать от гоголевского персонажа. В этом трогательном спектакле все сцены, даже смешные, проникнуты теплотой, нежностью и любовью к людям.



"ГРОЗА"

"ИДИОТ"

"КРЫЛЬЯ ДАНЫ ВСЕМ"

"МАСТЕР И МАРГАРИТА"

"НОЧЬ КАБИРИИ_"

"ОСТАНОВКА. ПРИЗРАКИ"

"ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ"

"ПОЛИАННА"

"РОМАН С КОКАИНОМ"

"ТАНЯ"

"ТЕНЬ"

"ШИНЕЛЬ"

"ЭРАСТ ФАНДОРИН"

"ЭРАСТ ФАНДОРИН"

"ЭРАСТ ФАНДОРИН"

"ЭРАСТ ФАНДОРИН"

Главная | О клубе | История | Педчасть | Участники | Рецензии | Фотоальбом
Архив встреч | Контакты | Вопрос-ответ| Ссылки

Hosted by uCoz