Главная О клубе История Педчасть Участники Рецензии Фотоальбом Архив встреч Контакты Вопрос-ответ Ссылки |
Вера Шатунова
Пьеса «Роман с кокаином» написана по одноименному произведению одного из самых загадо чных авторов на чала 20 века - Михаила Агеева. РОМАН, ЗАРОДИВШИЙСЯ НА «МАЛЕНЬКОЙ СЦЕНЕ» Спектакль «Роман с кокаином» Пьеса Натальи Скороход по одноименному роману Михаила Агеева Режиссер-постановщик Олег Рябкин Художник Юрий Гальперин (По одной из версий, это один из творческих псевдонимов Владимира Набокова, по другой - Марка Леви). Спектакль начинается с конца, то есть со смерти главного героя. Это вносит особое напряжение во всё последующее действие, когда из его записок мы узнаём о нём всё: кем он был, как жил, кого и что любил. Записки чаще всего читает он сам, студент Вадим Масленников, но иногда в них заглядывают и другие действующие лица. Итак, что мы, зрители, узнаём о нём? На протяжении ряда лет этот молодой человек вёл весьма фривольный образ жизни. Он рано вышел из-под контроля родителей, так как потерял отца, а обедневшую мать свою не ставил ни в грош, стеснялся её, грубил ей, доводил до слёз, до отчаяния. Иногда, правда, жалел и считал про себя, что любит. В этом одна из особенностей Вадима: его мысли часто не совпадали с действиями. Искренне произнести слово «мамочка» было для него проблемой, так же, как сказать «друг» или «люблю». Естественное выражение нормальных человеческих чувств было для него чуждым и непонятным. Может быть, это происходило отчасти и от того, что он, сильный и здоровый молодой человек, никогда не был ни для кого опорой. А сам постоянно опирался на окружающих, будь то мать, няня, школьные друзья или Соня. Такой «опорой» стал для него, в конце концов, и кокаин. Мне кажется, всё дело в том, что Вадим никогда не был самостоятельной личностью: либо вовсе не имел собственного мнения о происходящем, либо, даже имея его, не мог чётко и аргументированно его высказать. К нему очень подходит латинское изречение «Esse guam videre», что означает «Выть, а не казаться», так как он не столько реально существует, сколько «кажется». Может быть, именно поэтому он и не может найти счастья. Правда, однажды ему был дан шанс. В его жизнь вошла Соня (Ирина Низина), и он смог познать возможность настоящей любви. Но от полной раздвоенности чувственности и духовности его любовь тоже зашла в тупик. Это странно, но у Вадима, как мне показалось, изначально не было стремления жить. Он был обречён на «любовь к кокаину». Первый раз наркотики Вадим пробует просто за компанию. Новые и сильные ощущения кажутся ему истинным счастьем. И он сломя голову бросается в наркотический омут. Теперь спасти его не может никто. Даже Соня. Под влиянием кокаина в его голове рождаются убийственные мысли о равнозначности добра и зла. А кульминация спектакля, кульминация новой «любви» -это двойной кошмар главного героя, в котором он дважды видит смерть матери. Врач (Александр Устюгов) является как бы антиподом Вадима. Вместе с тем, он всегда рядом. Комментирует действие, пытается помочь Вадиму, предостеречь. И, в конце концов, констатирует его гибель. Хочется сказать добрые слова в адрес всех актёров. И в особенности в адрес исполнителя главной роли Степана Морозова, который на маленькой сцене, в двух шагах от зрителей, кажется, чувствует себя комфортнее и увереннее, чем на большой. Он играет искренне, глубоко, пронзительно точно фиксируя движение героя «по лестнице, ведущей вниз, в пропасть, в погибель». Исполнительница роли Сони, Ирина Низина сыграла её сильной, волевой девушкой, что, однако, не помешало ей стать своим человеком для Вадима, самым близким, нежным, любящим. Именно такой я и представляла себе Соню, когда читала книгу. Врач - персонаж, которому в спектакле принадлежит особая роль. Как уже было сказано выше, это антипод Вадима, человек дела. На протяжении всего спектакля он пытается спасти гибнущих, вытащить из топкой тины кокаина. У человека, которого играет Александр Устюгов (играет очень тонко, нестандартно, используя неожиданные актёрские ходы), своя жизненная позиция, прямо противоположная позиции Вадима. Он созидает и спасает, тогда как главный герой спектакля (и подобные ему) гибнет от саморазрушения. Круглая сцена, как фабула пьесы, где всё идёт «по кругу». Преобладание серого цвета в декоративном оформлении тоже не случайно. Таков внутренний мир Масленникова и его окружения. Трагическая история Вадима Масленникова чем-то похожа на историю Родиона Раскольникова. И тот и другой разрушают и убивают свою душу. С той только разницей, что у героя Ф.М.Достоевского есть шанс спастись, а герой М.Агеева гибнет безвозвратно. Видимо, не случайно М.Агеева современники называли «Достоевским тридцатых годов». Мне кажется, что роман Михаила Агеева в наши дни, когда наркотики убивают так много молодых жизней, стал особенно актуален. И очень важно, что наш РАМТ взял именно это про изведение и поднял в разговоре с молодёжью эту столь важную и больную проблему сегодняшней жизни. |
"ГРОЗА" "ИДИОТ" "КРЫЛЬЯ ДАНЫ ВСЕМ" "МАСТЕР И МАРГАРИТА" "НОЧЬ КАБИРИИ_" "ОСТАНОВКА. ПРИЗРАКИ" "ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ" "ПОЛИАННА" "РОМАН С КОКАИНОМ" "ТАНЯ" "ТЕНЬ" "ШИНЕЛЬ" "ЭРАСТ ФАНДОРИН" "ЭРАСТ ФАНДОРИН" "ЭРАСТ ФАНДОРИН" "ЭРАСТ ФАНДОРИН" |
Главная |
О клубе |
История |
Педчасть |
Участники |
Рецензии |
Фотоальбом Архив встреч | Контакты | Вопрос-ответ| Ссылки | ||